vektor_smile


Не нравится - не ешь!


Previous Entry Share Next Entry
Обзор "А.Г. Соколов "Монтаж. Телевидение, кино, видео". Часть 1
vektor_smile


Учебник теоретика кино Алексея Соколова о монтаже, правильном построении кадра, режиссуре и профессионализме в этих сферах. Пишет на самом деле о том, как и что должны делать режиссер и оператор, чтобы у монтажера была возможность создавать хороший продукт.
Начало книги (первая глава) посвятил теоретическим основам монтажа и значению, которое ему отдавались в различные исторические периоды. Вводит основные термины, описывает понятие "крупности плана". Делает вывод, что идеальный монтаж должен не противоречить механизмам восприятия изображения зрителем.

Глава вторая посвящена десяти принципам монтажа:
1. Монтаж по крупности.
На стыке кадров хорошо (без "спотыкания") смотрятся переходы по крупности через план (например, от дальнего ко второму среднему, от первого среднего к общему и т.д.). Остальные смотрятся криво. Исключения: деталь и крупный план, дальний и общий планы.
2. Монтаж по ориентации в пространстве.
Съемка 2-х объектов, взаимодействующих друг с другом, должна проводиться строго с одной стороны от линии их взаимодействия. В случае съемки 3-х людей, схема выглядит так:

3. Монтаж по направлению движения основного объекта в кадре.
На стыке кадров нельзя менять направление движение на противоположное.
4. Монтаж по фазе движения объектов в кадре.
На стыке кадров объекты должны двигаться в одной фазе. Если герой наступил на левую ногу, чуть отклонился в сторону, то в следующем кадре он не должен быть отклоненным в другую сторону.
5. Монтаж по темпу движения.
Движение должно проходить в одинаковом темпе. Скорость отмеряется не только по движению рук/ног персонажа, но и относительно фона.
6. Монтаж по композиции кадров.
При соединении кадров должно происходить смещение центра внимания, но не больше чем на 1/3 экрана.
7. Монтаж по свету.
Всегда нужно запоминать и учитывать освещение.
8. Монтаж по цвету.
Соседние кадры в месте стыка не должны резко отличаться по цвету. Если смена плана сильно повлияет на общую цветовую гамму, то нужно иначе строить кадр.
9. Монтаж по смещению осей съемки.
Разные планы нельзя снимать на одной оси. Снимаешь общий, делаешь 3 шага вперед и обязательно 1-2 вбок, и снимаешь 1-й средний.
10. Монтаж по направлению основной движущейся массы в кадре.
Если в движется находится больше трети кадра, то следующий кадр не должен двигаться в противоположном направлении. Профессиональные операторы всегда начинают и заканчивают съемку панорам короткими статичными кусками. Это дает возможность монтировать панорамы через небольшую паузу в движении.

Конец первой части.

?

Log in